Лаборатория MetaSkills
Здесь специалисты нашей лаборатории анализируют тренды, прогнозируют тенденции и дают экспертную оценку экономическим, социальным и маркетинговым феноменам.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
12.02.2025

Почему рушатся империи, или в чем была ошибка Александра Македонского?

Александр Македонский известен тем, что создал величайшую и самую масштабную империю Древнего мира: в нее входили территории от Греции до современного Узбекистана. Вот только просуществовала эта империя недолго: после смерти Александра она начала распадаться и в течение пары десятилетий была окончательно разорвана македонскими генералами.

В чем была причина столь стремительного упадка такой великой и могущественной империи? Причин было две. Первая и очевидная - отсутствие наследников. Детей Александра предусмотрительно убили его конкуренты. Вторая - менее очевидная, но, на мой взгляд, именно в ней вся соль.

Знаете ли вы, что у Александра был наставник, и им был не кто-нибудь, а Аристотель - один из крупнейших философов Античности, родоначальник современной науки? Аристотеля пригласил Филипп - отец Александра - в надежде, что философ воспитает из его сына достойного человека и великого царя. Так и получилось: царевич находился под влиянием философа с детства и, вероятно, благодаря ему развил в себе многие важные качества. Но когда Александр стал полководцем и начал завоёвывать новые территории для Македонии, у них с Аристотелем возник конфликт. Философ не одобрял некоторых действий своего подопечного. И нет, дело было не в аппетитах Александра.

Дело в том, что Аристотель разделял идею превосходства эллинской, т.е. греческой культуры, над всеми остальными. Не-эллинов греки называли варварами и считали своим долгом их просвещение, т.е. обэлливание. Аристотель считал, что конечной целью завоеваний Александра должно быть установление 'эллинского мира' на всех покоренных территориях.
Но Александр выбрал другую стратегию. Он позволял сохранять на завоёванных территориях прежние религию, культуру и социальное устройство. По сути, гегемония Александра носила исключительно экономический и политический, но не идеологический характер. Умы и сердца покоренных народов оставались верны прежним богам и традициям. Александр действовал вширь, а не вглубь.

Аристотель понимал, что история не простит его воспитаннику этой ошибки. У новой Македонской империи не было идеи, общей культуры, общей веры. Это было скопление совершенно разных народов, которых объединяла лишь общая валюта и общий император. Такое образование не могло просуществовать долго, и как только не стало Александра - ключевого объединяющего фактора - не стало и империи. Как философ Аристотель понимал, что системе необходимо нечто, что будет делать ее системой, не позволит распасться на отдельные элементы. В социальных и политических структурах этим нечто является общая идея, идеология, философия.

Зная это, становится нетрудно понять, почему одни компании едва ли существуют несколько десятилетий, а другие живут веками и влияют на целый мир. Такой была империя Медичи, которые создали не просто успешное и прибыльное предприятие, но целый новый мир, новую парадигму, в которой мы с вами до сих пор живём.

Но об этом - в следующий раз.

7.3.2025

Это не философия компании

Вы ведь слышали словосочетание “философия компании”?

Все эти миссии, ценности и прочие банальности.

Забудьте. Это не философия, а маркетинг, причем часто довольно примитивный - за все хорошее против всего плохого.


Бизнес, а за ним и маркетологи (ну или наоборот), наконец, стали осознавать важность философии компании, но пока не поняли, что это такое и как ее создавать.


Настоящая философия - это разработанная система, которая учитывает сложность мира, человека, бизнеса и т.д. это по-настоящему глубокая работа, а не “свобода, равенство, братство”. Пока философия компании воспринимается скорее как формальность - ни руководство компании, ни сотрудники, ни тем более клиенты не относятся к ней серьезно. Даже если она есть, то лишь потому что этого требует современный бизнес-этикет.


А ведь главная задача корпоративной философии как раз в том, чтобы привлекать правильных людей, мотивировать их, создавать смысловое пространство, отстраиваться от конкурентов, в конце концов. Но как все это сделать, если у каждого второго миссия - творить добро, а ключевая ценность - ответственность?

Поэтому сегодня для большинства компаний философия либо вообще не работает, либо работает некорректно, им же во вред.


С другой стороны, чем дальше, тем сложнее бизнесу обходиться без конгруэнтной философии. Просто производить хороший продукт или оказывать качественную услугу и вовремя платить налоги и достойную зарплату - недостаточно. Это база, так делают все уважающие себя компании. Например, зумеры вообще отказываются работать за зарплату, им смыслы подавай. А ведь они - будущие работники и потребители для любого бизнеса. Но о них в другой раз.


В общем, корпоративная философия - это то, что уже сегодня необходимо любому бизнесу, если он хочет оставаться привлекательным и конкурентноспособным. И то, чего у большинства компаний пока нет. И этот гэп между действительным и необходимым даст серьезную фору тем, кто сегодня своей корпоративной философией озаботится.


О том, что такое корпоративная философия, из чего она состоит и как ее сформировать - в следующих постах. Не переключайтесь.

11.3.2025
Нужно ли обучать сотрудников?
В конце прошлого месяца в Санкт-Петербурге прошел семинар Академии МСП, посвященный корпоративному обучению. Один из наших тренеров - Жанна Мамедова - присутствовала на нем и рассказала предпринимателям о том, как уровень критического мышления сотрудников влияет на показатели бизнеса и как проверить этот уровень.

Внимательно слушала выступления коллег - специалистов по корпоративному обучению, и вот к каким выводам пришла.

1. Корпоративное обучение больше не роскошь.
Если собственник хочет, чтобы его компания росла и была конкурентоспособной, ему необходимо проводить обучение сотрудников хотя бы раз в год. А лучше два.

2. Большинство сотрудников исчерпывают свои опыт и знания примерно за полгода.
Чтобы развивать компанию и дальше, необходимо получать новые знания и навыки. Это же касается и руководителей.

3. Вытекает из п.2.
Чаще всего компании проводят обучения для линейных сотрудников, причем преимущественно хард скиллам.
И это базовый уровень, чтобы компания в принципе работала. Чтобы она рослая, важно обучать топов - софт и метанавыкам.

4. Успешные компании - это своего рода университеты.
В том смысле, что знание и опыт передаются в них между сотрудниками. Но для этого должна быть создана определенная среда - корпоративная культура, если угодно. Тогда обучение сотрудников будет системным, а затраты на него станут не расходами, а инвестицией.

5. Лучший руководитель - всегда учитель.
Это не значит, что он лично обучает свою команду всему (хотя на начальном этапе часто это именно так). Это значит, что он заинтересован в постоянном обучении сотрудников, их личностном развитии, выбирает для них релевантные программы и умеет мотивировать.

6. Кстати о мотивации.
Лучший способ замотивироватт сотрудника - привязать к результатам компании его личные результаты.
Составить индивидуальный план развития, где результатом будет личная цель или мечта сотрудника, а путь к ее достижению - выполнение kpi и реализация задач бизнеса.

Если коротко, бизнес постепенно превращается в образовательную среду. Люди приходят на работу не только за деньгами, но за реализацией, ростом, новым опытом. И если компания готова в это инвестировать - это большое преимущество на очень конкурентном рынке работодателей в период кадрового голода.

27.4.2025
Философия и менеджмент: практика взаимодействия
Многим кажется, что философские практики в бизнесе - явление чуждое. Однако, использование философских методов в управлении не является "новоделом". Для нас, как академических исследователей и практиков, важно развенчать миф о чуждости философии для менеджмента. Ведь при вдумчивом рассмотрении окажется, что философия была включена в развитие менеджмента как дисциплины с самого начала. Давайте погрузимся в историю вопроса.

Возникнув в начале XX века, теория менеджмента определила для себя основные темы для изучения: управление организацией и управление лидерством в организации. 
Поначалу, подходы к управлению были довольно механистичными: лидер ставит задачу исходя из уровня своих знаний и своего понимания. Затем, принимая этот «входной сигнал», организация приводится в движение, направляя свои усилия на выполнение задачи. Лидер лишь проверяет, контролирует и следит за эффективностью выполнения задач. Классики менеджмента (П. Друкер и проч.) были правы – организация живет именно по таким принципам управления. Однако, организация – это сложный механизм. Сбой в одном из элементов системы приводит к искажению «входного сигнала». 

Думаем, многие из читателей сталкивались с проблемой: подчиненные не понимают поставленной задачи, тянут со сроками реализации. Устраивая длительные согласования, строят коалиции, рождают группы противодействия исходной задаче, что приводит либо к полному отторжению поставленной задачи, либо к ее извращенной реализации. 
В чем может быть дело? Зачастую проблема скрывается в «разрыве» между уровнем мышления лидера и организационной культурой – системой взаимодействия в коллективе, основанной на неписанных стандартах и нормах, практиками и нормами поведения. 

Одним из первых исследователей, обративших на это внимание, был Оливер Шелдон, написавший в 1923 г. книгу «Философия менеджмента». Его основной идеей было внедрение постоянного обучения руководителей и подчиненных, внедрение этических кодексов и норм управления и взаимодействий внутри организации. Основная мысль Шелдона состояла в том, что если руководители и подчиненные проходят обучение, то, благодаря нему, они учатся одинаковому, общему пониманию. У них формируется общий «словарь», за счет которого приказы понимаются в коллективе и реализуются без искажения смыслов. Основной мыслью книги в целом стал принцип – «учиться, для того чтобы развиваться».  
В книге Шелдона читается еще одна важная мысль – руководитель организации должен прилагать усилия к пониманию собственных действий и постоянно тренировать свое мышление. Эту идею подробно развивает Луис Ньюмен в своей статье «Некоторые аспекты философии менеджмента» (1959 г.).

Ньюмен говорит о том, что философия важнее навыков, умений, знаний и планирования. Почему? Потому что все действия менеджера основаны на его базовых принципах понимания мира, иными словами – на его философии. Для успешного ведения дел необходимо сначала принять базовые философские решения о принципах, а затем уж переходить к управлению. В этой же статье Ньюмен, формирует основные принципы «умного менеджмента»:

1) Хорошие отношения между служащими вытекают из разумной оргструктуры;
2) судьба людей в организации должна зависеть от мнения более чем одного человека;
3) выдвигать на руководящую работу стоит наиболее способных людей. 

На первое и самое важное место Ньюмен ставит оргструктуру. Почему? Потому, что если решения менеджера не будут соответствовать культуре и структуре организации – полагаться на успех их исполнения не стоит. Он формулирует 4 контрольных вопроса для обнаружения недостатков в оргструктуре: 
  • не устарела ли существующая на бумаге инструкция по организации работы и используют ли ее до сих пор?
  • подотчетен ли каждый служащий только одному начальнику и достаточно ли ясно он это понимает?
  • возложена ли каждая конкретная обязанность только на одно лицо и зафиксировано ли это письменно?
  • свободно ли осуществляется связь между всеми звеньями организации?
Как думаете, для чего, по мнению Ньюмена, нужно задаваться этими вопросами? Актуальны ли эти вопросы сейчас? 
Подписывайтесь на наши материалы